Родительские собрания в образовательных учреждениях
Родительские собрания в детском саду и в 1 классе.
Дети начинают обучаться с пеленок, дома с родителями, потом в дошкольных образовательных учреждениях, школе и так далее. Но даже, если ребенок пошел в детсад или школу, это не значит, что роль родителей в обучении чада становится меньше, скорее речь идет о расширении сферы обучения. И дабы процесс адаптации ребенка к новым реалиям прошел более гладко, и чтобы воспитателям и учителям было легче найти общий язык с ним, роль родителей должна оставаться также велика.
Основной формой взаимодействия между родителями и воспитателем в детском саду, учителем в школе является родительское собрание. Родители и воспитатель (учитель) знакомятся между собой на первом собрании, обмениваются необходимой информацией для благоприятного пребывания детей в школе или в дошкольном учреждении, рассматривают задачи, цели, перспективы - это важный атрибут дошкольной и школьной жизни. О предстоящем собрании родителей предупреждают заранее (за одну-две недели).
Родительское собрание в детском саду проходит, как минимум, два-три раза в течение учебного года. Самое первое собрание является основным, оно бывает в начале учебного года, на нём обычно присутствует заведующая, методист, два воспитателя. На нем родители получают рекомендации, советы, совместно обсуждается план работы на учебный год, дисциплинарные моменты, например, необходимость приводить детей в детский сад в определенное время без опозданий, необходимость справки педиатра в случае отсутствия или болезни ребенка, а также, что нужно приобрести в группу (канцтовары, моющие средства, градусники, шкафы и т.п.). Выбирают родительский комитет, обсуждают, сколько денег необходимо сдать. Может проходить анкетирование, в котором родители отвечают на вопросы, интересующие воспитателей – какие условия проживания детей, контактная информация, готовность родителей активно участвовать в жизни группы. На последующих родительских собраниях обсуждаются такие же вопросы, а также работа, которая проводилась с детьми, успехи детей, проблемы и способы их решения, промежуточные результаты, здоровье детей, мелкие происшествия, профилактика простудных заболеваний в холодное время года, закаливание дошкольников. На родительских собраниях в средних группах демонстрируются творческие достижения и успехи детей (рисунки, поделки). Перед началом летних каникул (в конце учебного года) проводится последнее собрание, здесь подводят итоги.
Первый учебный год в школе – это очень важный период в жизни каждого ребенка и его родителей, проходит адаптационный период, вместо привычных игр начинаются уроки. Будут сложности в школе у ребенка или нет, во-многом определяет именно его дошкольный период, его особенности развития и общения в это время. Первый год обучения, как правило, является определяющим в дальнейшей школьной жизни детей, поэтому в этот период родители должны быть особенно внимательны к ребенку, поддерживать интерес к школе, новым знаниям и учебе в целом, активно принимать участие в его школьной жизни и посещать все собрания. За год их обычно проводится 4-5 или больше.
Родительское собрание в 1 классе ставит перед собой такие задачи: знакомство родителей со школой, с требованиями учебно-воспитательной работы учебного заведения, участие родителей в этом процессе, распределение обязанностей в родительском комитете, знакомство с психологическими проблемами у детей при вступлении в школьную жизнь, физиологические особенности адаптации, совместное решение вопросов, рекомендации родителям.
Лишь тесный контакт учителя, школьника и родителя смогут дать положительный результат в воспитании и обучении ребенка. Важно, чтобы первоклассник достиг внутреннего равновесия между обучением, в процессе которого могут возникать трудности, проблемы, неудачи, неприятности, скука, и потребностью сохранить гармонию, любовь родителей, хорошее взаимоотношение и взаимопонимание между одноклассниками и учителем, интерес к знаниям и новым открытиям.
Если бы все родительские собрания в школах и садиках проходили по такой схеме , как здесь представлена, то это была бы просто мечта! К сожалению, первое родительское собрание в учебных заведениях очень часто превращается в обычный сбор денег на разные нужды. Не помешало бы некоторым педагогам почитать эту статью, много полезного узнали бы.
Раньше в детских садиках почему-то не было родительских собраний, хорошо, что теперь есть, удобно и для воспитателей, и родителей: всю нужную информацию легко получить, не надо с каждым возникающим вопросом то воспитателя отвлекать, то к заведующей ходить. Мне еще нравится, когда на собрании присутствует кто-нибудь из специалистов (логопед или психолог).