Основы математической науки в образовательном учреждении
Основы математической науки в образовательном учреждении
Недостаточное использование математического языка в традиционном обучении обнаруживается прежде всего в школьной геометрии. Этим, в частности, объясняется изолированность геометрии от остальных математических дисциплин. Но и школьная алгебра применяет лишь один тип переменных, а именно переменные, у которых область значений - какое-нибудь числовое множество, т. е. числовые переменные.
В этой ограниченности традиционных методов, использующих лишь числовые переменные, и проявляется их отставание от методов современной математики, которые широко используют формализованный язык с различными типами переменных и для описания структуры множеств объектов нечисловой природы.
Для традиционных методов характерно игнорирование логического языка математики и вследствие этого недостаточное их влияние на развитие логики мышления учащихся (этот недостаток традиционных методов, а также один из возможных путей его устранения детально рассмотрены на сайте учителя математики).
Здесь нас будет интересовать лишь один вопрос. В школьном курсе математики нередко встречается ситуация, когда одно предложение следует из другого или из других. В какой мере обеспечивают традиционные методы понимание учащимися отношения логического следования в самых простых и наиболее часто встречающихся случаях? В какой мере эти методы способствуют развитию умения правильно делать формальные выводы, побеждать в олимпиадах по математике, правильно рассуждать?
Вопрос о том, нужно ли в процессе обучения математике специально учить рассуждать, давно является предметом дискуссии, и по этому вопросу высказываются противоположные точки зрения.
Никто не отрицает того, что умение рассуждать приобретается в результате жизненного опыта человека, в процессе его активного участия в жизни общества, а .не в результате того, что он усваивает свод логических законов, на которых основаны рассуждения. Люди правильно рассуждают, и не зная этих законов.
Однако нельзя также отрицать, что это умение (умение рассуждать, выводить одни предложения из других) у различных людей неодинаково развито. У одних, которым часто приходится производить формальные выводы, это умение более развито, чем у других, которые реже с этим сталкиваются. При изучении математики очень часто приходится выводить одни предложения из других, что, следовательно, развивает этот вид мыслительной деятельности учащегося и в свою очередь требует от последнего уже достаточно высокого уровня развития этой деятельности.
Здесь и возникает спор: одни утверждают, что нет надобности в специальном обучении рассуждать, так как обучение математике традиционными методами достаточно развивает это умение; другие же высказывают противоположную точку зрения. Например, Р. Девис, автор одного из американских проектов школьного обучения математике и автор дистанционных олимпиад по информатике, утверждает, что «сначала надо учить детей рассуждать, мыслить, а потом и только потом учить их математике». Эта крайняя точка зрения так же ошибочна, как и та, которая отрицает необходимость специального изучения структуры рассуждений в процессе обучения математике.
мне кажется, и это моё твёрдое убеждение, что не совсем важно как, важен результат. А традиционные ли это методы, или интерактивные, не так уж и важно. КОНЕЧНО, ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ В НАШЕ ИНТЕРЕСНОЕ ВРЕМЯ СТАРИННЫМИ МЕТОДИКАМИ НЕ ТАК УЖ ЛЕГКО, НО ВОЗМОЖНО))
Многое зависит от расположенности ребенка к точным наукам, некоторым это просто не подвластно и не следует давить на них. Уж лучше подобрать что нибуть по душе. А вот ребятам которое это нравится, следует развивать свою способность
Никогда бы не подумал, что вопрос логики будет камнем преткновения. Все познается в процессе. На мой взгляд не следует что-то выделять и делать на это упор. Когда моя дочь пошла в первый класс, она уже умела читать, писать, считать и логически рассуждать. Школьная программа стала конфликтовать с домашним воспитанием, поскольку рассчитана на усредненные показатели. В результате, дочь заскучала на уроках и стала деградировать. Пришлось вмешиваться и выправлять ситуацию. Я так и сказал дочери: "К черту учителей! Жизнь научит, жизнь заставит".