Товарно-денежные отношения можно проследить практически в любой сфере деятельности человека и виде социальных коммуникаций современного мира. Мы зарабатываем деньги, и тратим их на приобретение различных товаров и услуг. Это и совершение бытовых и крупных покупок, и услуги здравоохранения, образования, и прочие, и различные развлечения. Для того чтобы хорошо жить среди всех этих финансовых соблазнов, необходимо уметь не только зарабатывать денежные единицы, но и грамотно их распределять, проще говоря – тратить. Рациональному распределению и вложению материальных ценностей необходимо учиться с раннего детства.
Так как знакомить ребенка с деньгами? Деньги на карманные расходы необходимы уже первокласснику, так же родители могут приучать малыша совершать мелкие покупки – хлеб, молоко, какие-то другие продукты питания. Начать выдачу денег ребенку рекомендуется с ежедневного минимума. Родители должны продумать все возможные расходы сына или дочери – стоимость школьного завтрака и проезда до места учебы. При этом должен иметься и некоторый запас для непредвиденных ситуаций – в идеале стоит объяснить ребенку, что «лишние» деньги должны быть отложены отдельно, и использоваться только в том случае, если придется делать дополнительную пересадку с одного вида транспорта на другой, или же в случае потери дневных финансов. При выдаче дополнительных денег, например, для похода в магазин, не забывайте проговаривать ребенку, как необходимо распорядиться этой сумой.
Важно научить ребенка быстро считать сумму покупок и сдачу, пересчитывать деньги во время расчетов, не стесняться высказывать претензии в случае выдачи продавцом неправильной суммы.
Полезно так же ознакомить ребенка с альтернативными возможностями траты денег. Родители должны объяснить, что деньги можно не только тратить, но и копить для совершения каких-либо более крупных приобретений. Главное чувство меры – ведь важно не отказывать себе в покупке жизненно важных товаров, отказываясь лишь от излишков. Иными словами – правильно купить один пирожок в школе, если его достаточно для утоления голода, а сэкономленные на втором деньги положить в копилку. Но совершенно неправильно остаться голодным даже для вложения денег во что-то крупное желаемое.
Как только ребенок научиться тратить ежедневно выдаваемые средства, время подумать о выдаче более крупной суммы раз в неделю, позже раз в месяц. Эта стратегия помогает научить детей финансовому планированию и самостоятельному распределению денег. В некоторых семьях принято выдавать деньги детям за хорошие оценки в школе или работу по дому. Такой метод воспитания зачастую приносит свои плоды, но иногда случается так, что после уменьшения материальных поощрений или их полной отмены явно прослеживается снижение успеваемости в школе или отказ от обязанностей по дому. Результативней будет введение еженедельных или ежемесячных «премий» за успехи в учебе и домашнем труде.
Каким бы образом не происходила выдача денег – не забывайте о том, что сумма «на карманные» расходы должна расти вместе с малышом, соответственно росту его потребностей.
Когда моя дочь просила купить ей дорогой смартфон, я сказала чтобы она заработала на него самостоятельно. Через 3 месяца она уже смогла купить этот телефон и с помощью хороших оценок в школе зарабатывает себе на планшет. Так я учу ее работать и она понимает, что деньги просто так не даются.
Просто когда вы начнете давать деньги ребенку будьте бдительны и не дайте ему сесть на голову. Вы должны давать ему не много, а достаточное количество денег. Чтобы ему хватало на всякие мелочи жизни.
Я думаю, что получить элементарные навыки обращения с деньгами ребенок должен с детства, и научить его этому в наших силах. Когда ребенок требует новых покупок, а родители его балуют, со временем он начинает думать, что ему все позволено. А если родители не покупают ему дорогой мобильник, значит они – бедные. Для того чтобы прививать правильные ценности, нужно чаще общаться с ребенком, говоря об интересных покупках и подарках. Например, объяснить, что мобильный телефон есть у всех подряд, а вот настольный хоккей или футбольная форма с мячом – не у всех. И лучше остановить свой выбор именно на этих покупках.
Мы даем деньги детям независимо от успехов.... а результата в учебе, например, добиваемся объяснениями. Почему-то "рыночные отношения" в семье меня немного пугают и настораживают... но конечно с разнообразием подходов согласен!
Дык объясните, на то Вы и родитель, чтобы объяснять ребенку подобные истины. Ребенок должен понимать и различать как материальные, так и бескорыстные стороны жизни, ведь она так разнообразна. Не надо рассуждать однобоко и обучать односторонне... Все методы, применяемые со знанием, имеют право на существование.
Мы никогда не стимулировали деятельность детей деньгами, если заведены такие отношения в семье, разве ребенок сможет понять, что такое безвозмездная помощь например, благотворительность...
Я пожалуй соглашусь с предыдущей участницей форума так как сейчас мы с женой как раз столкнулись с этой проблемой. Как итог где-то мы упустили в воспитание нашего ребенка.
Дети должны прежде всего уяснить, что деньги - необходимый инструмент для постройки своей жизни, что деньги зарабатываются с трудом. Не стоит ребенка знакомить с деньгами с раннего возраста. Чуть повзрослев, он будет думать, что денег зарабатывать и копить не нужно, раз они с такой легкостью даются ему. Также нужно приучить ребенка распределять и расчитывать денежные средства для того, чтобы он чувствовал всю ответственность за свои деньги.