Играть с ребенком можно и нужно тоже с самого младенческого возраста. Без игры, как известно, не обходится ни один ребенок. Именно в процессе игры дети познают окружающий мир. Однако не всякая минута для игры хороша. Если даже у взрослых случается состояние, в котором им вовсе не хочется забавляться, то у маленьких детей тем более. Поэтому, если вы заметили, что у ребенка не то настроение, что он устал, хочет спать, чем-то раздражен, не надо навязывать ему свои игры. Также не стоит играть, если вокруг и так много всяческих развлечений. Зато когда вы с малышом остались вдвоем, и у него настало желание пободрствовать — самое время поиграть в развивающие игры для детей.
"Где носик?"
В эту игру можно играть, начиная со второго месяца. Малышу будет интересно и полезно узнать, что у него есть руки, ноги, голова, спинка, пальчики. Игра поможет ему в этом.
Положите ребенка на спину. Осторожно согните и разогните его ручку, скажите: «Это ручка». Поцелуйте его животик, скажите: «Это животик». Погладьте ребенка по головке, скажите: «Это головка». Спросите: «Где ладошки?», подуйте сначала на одну, потом на другую и сами ответьте: «Вот ладошки!» Высуньте язык и поводите им справа налево — возможно, малышу захочется повторить это движение вслед за вами. Импровизируйте дальше, но старайтесь делать все медленно, осторожно, показывая малышу свою любовь, чтобы он не испугался.
УЛЫБНЕМСЯ ВМЕСТЕ
Эта игра подходит для третьего месяца. К этому возрасту малыш начинает улыбаться. Особенно он радуется, услышав ваш голос. Почаще улыбайтесь ему сами. Он ведь так любит разглядывать ваше лицо, а если оно улыбается, то для него — радость.
Наклонитесь к малышу, подуйте на его пальчики, поцелуйте их, дайте ему время спокойно разглядеть вас. После этого возьмите его на руки и поднесите к зеркалу. Скажите: «Посмотри, кто там. Я вижу ребенка. Ребенка зовут... (Ваня, Маша). Я вижу маму (папу). Я улыбаюсь. Ты улыбаешься».
САМОЛЕТИК
В эту игру хорошо тоже играть, начиная с 3—4-го месяца, когда ребенок уже хорошо держит голову. В ней малыш станет ощущать себя по-новому: в движении, в скорости он почувствует свое тело. Важно только не напугать его. Поэтому, если вы заметили, что игра ему чем-то не нравится, не настаивайте на своем, отвлеките чем-нибудь спокойным.
Поднимите малыша над головой, опустите, опять поднимите и опять опустите. Приговаривайте при этом: «Полетели вверх!», «Полетели вниз!» Прижмите ребенка к себе, а потом выпрямите руки. Сделайте так несколько раз. Повторяйте: «Вперед!», «Назад!»
Прижимая ребенка к себе, а затем, держа его на вытянутых руках, повернитесь с ним вокруг собственной оси. Скажите: «Мы крутимся! Мы вертимся!»
«КУ-КУ»
Эту игру можно впервые попробовать, когда ребенку примерно полгода. Он еще не успел пока осознать, что люди и предметы, которых он в данное мгновение не видит, тем не менее, существуют. Игра в «Ку-ку» поможет ему в этом.
Прежде всего улыбнитесь малышу. Набросьте себе на голову пеленку или детское одеяльце, затем стяните его с головы и скажите: «Ку-ку!» Ребенок будет в восторге. Эта игра останется для него одной из самых любимых на многие месяцы.
Игру можно разнообразить. Возьмите куклу или мишку, покажите ребенку и скажите: «Ку-ку!» Потом спрячьте игрушку за спину, опять покажите ребенку и опять скажите: «Ку-ку!» Потом сами можете спрятаться за дверцу или угол шкафа, выглянуть из-за него и сказать: «Ку-ку!»
«ЕЩЕ!»
Такая игра поможет ребенку выражать просьбу или желание. Посадите малыша на ногу и качайте его, держа за ручки. При этом пойте какую-нибудь забавную песенку или рассказывайте стишок. Например, такой:
Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Как только песенка или стишок кончатся, сразу перестаньте качать ребенка и сделайте безразличное лицо, продолжая держать малыша за ручки. Ему, конечно, захочется еще покачаться, но вот вопрос, как он даст вам это понять? Может быть, он начнет ерзать и подпрыгивать, а может быть «скажет» вам об этом по-своему или просто начнет дергать вас за руки. Лишь только он выразит свое желание, опять спойте ему расскажите стишок, а потом снова перестаньте качать его, и так несколько раз, пока ему это не надоест.
ПОЧИТАЕМ?
Семимесячному ребенку вполне можно начать читать книжки. Скорее всего, малыша заинтересуют картинки, а может быть, ему больше понравится сам процесс переворачивания страниц. Не расстраивайтесь, если это окажется так: ведь переворачивать страницы и в самом деле очень интересно!
Вам понадобятся для этой игры книжки-раскладки или обыкновенные книжки для самых маленьких, такие как, например, «Курочка ряба», «Колобок». Главное, чтобы в них были большие, яркие и понятные картинки. Посадите ребенка на колени и читайте ему. Покажите ему картинки. Спросите: «Где курочка?» и сами ответьте: «Вот курочка!» Для начала вам будет достаточно 2—3 книжек с хорошими картинками. Малыши любят, когда читают одно и то же помногу раз.
КАСТРЮЛИ СРЕДНИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Кастрюли разных размеров — неисчерпаемый источник для игр с того момента, как только малыш научился уверенно сидеть. Когда ребенок накрывает кастрюлю крышкой, он учится сопоставлять форму и размер предметов.
Вам понадобятся маленькая кастрюля с крышкой, средняя кастрюля с крышкой и маленькая игрушка или кубик.
Покажите малышу, как закрыть маленькую кастрюлю крышкой. Помогите ему сделать то же самое. После того как он научится закрывать маленькую кастрюлю, дайте ему кастрюлю средних размеров. Посмотрите, догадается ли он, что каждой кастрюле соответствует своя крышка. Если ему захочется, пусть погремит крыш¬кой о крышку или крышкой о кастрюлю. Сделайте ребенку сюрприз: спрячьте в одной из кастрюль маленькую игрушку. Малыш очень удивится и обрадуется, когда обнаружит ее там.
ОБЕЗЬЯНКА
Эта игра поможет малышу научиться подражать действиям взрослых, а также вслушиваться в то, что вы говорите.
Вам понадобятся игрушечный мягкий мишка, мяч и шляпа.
Посадите ребенка перед собой. Положите рядом мишку, мяч и шляпу. Возьмите мишку, обнимите его. Скажите: «Мама обнимает мишку». Протяните мишку ребенку и предложите ему тоже обнять мишку. Если малыш поймет вас и сделает это, похвалите его, улыбнитесь, похлопайте в ладоши и скажите: «Маша (Андрейка) обнимает мишку». Если малыш не поймет вас и не будет обнимать мишку, снова покажите ему, как это делаете вы, поощряя его повторить ваши действия, пока ему не надоест.
Возьмите мячик и подтолкните его в сторону ребенка. Покажите малышу, как подтолкнуть мяч в вашу сторону. Скажите: «Маша (Андрейка) катит мяч». Продолжайте катать мяч туда и обратно, пока ребенку не надоест.
Возьмите шляпу и наденьте ее себе на голову. Скажите: «Мама надела шляпу». Покажите малышу, как самому надеть шляпу. Скажите: «Маша (Андрейка) надел шляпу».
Не забывайте выражать восторг и хвалить малыша, когда он сделает что-нибудь правильно. Так он научится всему намного быстрее.
СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
Вашему ребенку скоро исполнится год. Он уже хорошо знает всех членов семьи и друзей, которые ЧАСТО бывают у вас дома. Дайте ему возможность продемонстрировать свои способности. Для этого вам понадобятся фотографии членов семьи и друзей.
Раскройте семейный альбом или разложите на столе перед ребенком несколько фотографий (мамы, папы, брата, сестры, бабушки). Попросите малыша показать, например, маму или папу. Покажите сами на фотографию дедушки и спросите: «Это сестричка?» Вашего ребенка наверняка рассмешит такая шутка.
ЧТО ПРИВЯЗАТЬ К ВЕРЕВОЧКЕ
Не обязательно покупать ребенку дорогие игрушки. Приложив минимум усилий, вы доставите этой забавой массу удовольствия своему малышу — дети очень любят таскать за собой разные предметы. Эта игра доступна всем, кто только что научился ходить.
Вам понадобятся веревочка или шнур и всякие ненужные большие, но не опасные вещи.
Первый вариант «Трень-брень». Привяжите к веревке 2—3 бигуди, погремушку, связку ключей, пустые катушки, колокольчик.
Второй вариант «Прицеп». Привяжите к веревке обувную коробку — получился «прицеп», в котором ребенок может возить за собой какие захочет игрушки или другие предметы.
Ребенок с удовольствием будет возить все это по квартире. Картонная коробка у него и у вас на глазах превратится в грузовик. Только ни в коем случае не оставляйте малыша без присмотра. Помните, что, поиграв, он может намотать веревку себе на шею.
Вы познакомились лишь с несколькими играми, подходящими для детей разного возраста. Пусть они станут как бы основой. Ваша фантазия и хорошее настроение помогут развить их и найти другие варианты. А ребенок ответит вам радостной улыбкой. Помните, что любая интересная для него игра помогает развиваться тем или иным его способностям.
Как много сейчас разных игр. Просто глаза порой разбегаются. Но я вот думаю что не стоит покупать все подряд. Я так хотела купить например мобиль на кроватку светящийся и с крутящимися игрушками – сначала не успелось, а потом малыш так быстро вырос, что ему той мобиль и не надо был. Тот же коврик модный для детей. Он же до определенного возраста и все. Что дальше любознательный и активный малыш будет делать – ничего. Пройдет мимо. Надо выбирать только действительно нужные игрушки – классическая пирамидка, классические кубики и т.п.
Еще до рождения ребенка мы с женой запаслись и ознакомились с большим количества книг и публикаций по развитию и воспитанию своего ребенка. Также мы ознакомились с большим количеством развивающих игр.
Детки уже подросли... как жаль, что в то время у нас небыло Интернета... Ну теперь разве что набираться опыта для помощи детям в воспитании своих детей ... в будущем!
Вот искал как можно поиграть с ребенком и натолкнулся на вашу статью которая очень кстати, многие игры мы уже играем такие как "Где носик?" «КУ-КУ» и несколько еще ну тут я узнал в какие игры можно еще поиграть с ребенком что бы ему было интересно и вто же время спасобствовало развитию ребенка, так что большое спасибо за статью!!!
Большое спасибо за очень интересную статью на тему развивающие игры для детей. Но не соглашусь что в играх должны принимать участие только мама.В процессе развития ребенка должны принимать участие оба родителя.
Воспитание и развитие ребенка - основные обязательства родителей перед ним. Поскольку уход за ребенком - дело ответственное, то приниматься за него нужно серьезно подготовившись. Для того, чтобы начать ухаживать за ребенком, нужно сначала научиться делать это правильно. Перечитать гору статей и журналов на эту тему, спросить совета у своих друзей, знакомых. А ещё нужно выбрать, как и кому следует подавать информацию для развития ребенка - обоим родителям или только мамочке. Лично я в этой ситуации поручу это дело своей супруге, она сумеет сделать всё правильно. И вообще, для ребенка ближе мама, и нет никого роднее и ближе ему человека, чем та, что носила его 9 месяцев под своим сердцем.