Недавно мне пришлось столкнуться с неприятным и даже пугающим феноменом – оказывается, современные дети перестали понимать метафору, образ, иносказание. Чуть тоньше, чуть сложнее – и все, ребенок воспринимает только поверхностный слой текста, а в смысл, в глубину проникнуть не способен. И я подумала, что, наверное, знаю главную причину этого.
То, что юный народ мало читает – об этом педагогами и библиотекарями говорится очень много. Но есть здесь и еще один момент: дети читают иные книжки, не те, которые читало в детстве, например, наше поколение. Ясно, что тогда и звезд на небе было больше (позволю себе некоторую иронию), но если говорить объективно, то яркость обложек, качество полиграфии, даже талант художника-иллюстратора еще не делает текст детской книги таким, чтоб он выполнял свои важнейшие задачи: развлекал, воспитывал, давал рекомендации на дальнейшую жизнь, заставлял сочувствовать героям, развивал фантазию и умение мыслить.
Да, литературное сообщество и художники-графики уже задумываются над этим, проводят конкурсы детской книги, чтоб создать, как говорят организаторы процесса, «новую линейку произведений». На конкурсах побеждают авторы талантливых текстов и иллюстраций, однако много ли из всего этого доходит до широкого читателя? Вряд ли. Он поглощает, в основном, развлекательный ширпотреб, «модную» литературу. Что уж там приводить примеры – пожалуй, вы не найдете ни одного ребенка в определенном возрасте, который не освоил бы «Гарри Поттера» (наверное, не самое плохое чтение, но все же).
А «В стране солнечных зайчиков» Всеволода Нестайко? А «Пропавшая буква» Михаила Раскатова? А «Лоскутик и облако» Софьи Прокофьевой? А «Шел по городу волшебник» Юрия Томина? А «Путешествия Закомарика» Миколы Трублаини? «Приключения Гомера Прайса» Роберта Макклоски, «Великий поход династронавтов» Хаима Оливера, «Девочка и птицелет» Владимира Киселева, «Витька Грохотов и его компания» Вильяма Козлова, «Эдудант и Францимор» Карела Полачека – все это книги моего детства и юности, переиздание которых почему-то оказалось вне интересов российского книжного рынка. На самом деле – настоящие шедевры, созданные талантом выдающихся детских писателей. Да от этих книг просто не оторвешься! Но если рекомендовать их для чтения ребятам, то старшие обязательно спросят: а в Интернете тексты есть? Однако малышам нужен именно «бумажный носитель», извините за выражение. Да и для подростков – ощутить в руках новую книжку иногда становится приятным сюрпризом. Но ее нет, потому что она не переиздана, а аутентичный фолиант может вот-вот рассыпаться в прах, потому что зачитан до прозрачности десятками юных библиофилов.
Так вот, о метафоре. Помните рассказ Николая Носова «Фантазеры»? Как двое мальчишек рассказывали друг другу смешные истории, а третий мальчик ничего не понял и спросил: «Что это вы тут все врете?». Если мы сейчас не научим наших детей понимать образы и метафоры, то рискуем получить поколение вот таких «третьих мальчиков», вершиной мыслительных усилий которых будет история с собакой: «А она меня за ногу цап – и укусила».