С какого возраста нужно начинать учить распознавать цвета не скажет точно вам не один специалист. Известно то, что самым первым цветом, на который ребенок обращает внимание – это красный, в возрасте двух месяцев. К полугоду он уже может распознать зеленый и желтый, а со временем и синий. В полной мере ребенок сможет распознавать все основные цвета и оттенки к пяти годам. Родители сами будут решать с какого возраста нужно начать проводить занятия, которые помогут им ориентироваться в цветовой гамме. Но мной будет предложено начинать делать на них акцент, начиная с полутора лет.
На своем опыте обрисую наши первые знакомства с цветом. Это были и есть набор любимых кубиков. Их у нас много не только разных цветов, но и разного размера. Мы строим башни, паровозики, домики для кукол, и всегда упоминаем, какого цвета кубик берем и на какой его ставим. «Давай, построим башню из зеленых кубиков», «а теперь возьми желтый и поставь его сверху». Далее идет самое любимое, рисование пальчиковыми красками - это первый этап обучения рисованию, прежде, чем в дальнейшем будете объяснять, например, как нарисовать собаку. Усаживаем ребенка за столик, даем ему большой лист бумаги, на палитру наносим краски и помогаем рисовать. В первое время не нужно давать все цвета одновременно, достаточно два - три. Можно использовать и гуашь, они дешевле, да и отмываются лучше. Намажьте ребенку всю ладошку краской и помогите ему сделать след на бумаге, затем попросите пальчиком поставить много точек, и, конечно же, в процессе называйте цвет. Ваш малыш будет в восторге, это не только разовьет его цветоощущения, но и поспособствует развитию мелкой моторики.
Пользуясь тем, что мой ребенок питает слабость к зайцам, мы вырезали из цветного картона его фигурки и домики. Наша игра происходит следующим образом: домики раскладываются на полу, и мама, указывая на зайку желтого цвета, спрашивает, где его желтый домик? Начинали мы с четырех цветов: желтый, красный, синий и зеленый. Через три дня мы немного разнообразили наш запас фигурок и вырезали бабочек с цветочками. Принцип тот же, но вот цветов добавили: голубой, фиолетовый и оранжевый. Вашему ребенку будет так же весело играть, как и моему, поверьте.
Если верить ученым, знакомство детей с цветом проходит в три этапа: 1) подбирают цвет по образцу; 2) находят его по названию цвета, если вы просите подать синий кубик; 3) и сами его называют.
В повседневной жизни пусть у вас и ваших родных войдет в привычку называть предметы по форме и цвету при общении с ребенком. «Давай уберем с пола большую белую собачку», «какая красивая у тебя новая желтая майка», «где же спряталась большая черная ворона».
Когда ребенок подрастет, можно добавить и рисование при помощи фломастеров, цветных мелков. С фломастерами также можно поиграть, поменяв на них колпачки и предложив ребенку их вернуть на место.
Называя ребенку цвет предмета, не делайте это уменьшительно-ласкательно. Нет такого цвета – «желтенький», «красненький», есть «красный» и «желтый», не путайте ребенка. Обращать внимание на цвета предметов нужно постоянно, особое внимание нужно обратить на это при занятиях с мальчиками. Ведь, как известно, только мужчинам присущ дальтонизм, и выявить это можно еще в детском возрасте.