Много лет назад коллега Дэвид Чанофф и профессор психологии Бостонского колледжа провели последующее исследование выпускников Долины Садбери. Они обнаружили, что те, кто желал получить высшее образование (около 75 процентов) сообщили об отсутствии конкретных трудностей с их выбором по своему усмотрению и признают, что складывается там у них все хорошо. Некоторые из них, в том числе те из немногих, кто никогда раньше не принимал официального курса, успешно поступили в высоко престижные колледжи и университеты. Эта группа, независимо от желания получить высшее образование, очень успешна в поиске работы. Они нашли себя в широком диапазоне профессий, в том числе бизнеса, искусства, науки, медицины, и других профессий услуг, а также квалифицированных рабочих. Большинство говорит, что основным преимуществом их образования в Долине Садбери было то, что они приобрели чувство личной ответственности и способности к саморегуляции, которые помогают им во всех аспектах их жизни. Многие из них также отметили важность демократических ценностей, которые они приобрели в школе. Совсем недавно еще два больших исследования выпускников дали аналогичные результаты.
Студенты учатся читать, считать и использовать компьютеры в той же игривой обстановке, что и дети в культуре охотников-собирателей учатся охотиться и собирать. Они также разработали более специализированные интересы и увлечения, которые могут прямо или косвенно вести к карьере. Например, весьма успешный машинист и изобретатель провел свое детство, играя, строя и пытаясь понять, как работают те или иные вещи. Другой выпускник, который стал профессором математики, играя, очень творчески интересовался математикой. И еще один, модельер высокой моды, играючи делал одежду куклам, а затем одежду для себя и друзей.
Профессор убежден, что Долина Садбери работает хорошо, потому что она обеспечивает условия, которые оптимизируют детские природные способности к самообразованию. К ним относятся: а) неограниченные возможности играть и исследовать, что позволяет им обнаружить и преследовать свои интересы; б) уход и понимание взрослых, которые являются помощниками, а не судьями; в) либеральное смешивание детей всех возрастов и подростков (смешанный возраст в игре является гораздо более благоприятным для обучения, чем игра с одногодками); и d) непосредственное участие в стабильном, нравственном, демократическом обществе, в котором они приобретают чувство ответственности за других, а не только за себя. Ни одно из этих условий не присутствует в стандартных школах.
Я не имею в виду, чтобы использовать самоуправляемое образование как панацею. Жизнь не всегда бывает гладкой, независимо от условий. Но исследования убеждают в том, что природные способностей молодых людей и любознательность вполне достаточны, чтобы мотивировать все их образование. Мы не должны заставлять их учиться; все, что нужно сделать, это предоставить им свободу и возможности сделать это.
Немалую роль, конечно, в обеспечении этих возможностей, помимо умений преподавательского состава и самих методик преподавания, имеют и соответствующие необходимые обучающие материалы, школьные принадлежности, развивающие наборы и игры, такие как в детском интернет-магазине Бэбитойс, но нужно помнить, что дети начинают обучаться с самого рождения, ведь жажда познания и творческое начало заложены изначально в каждом из них.
Конечно, не все узнают одно и то же, одинаковым образом и одновременно. И это хорошо. Наше общество процветает на разнообразии. Нам нужны люди с разными навыками, интересами и личностями. Прежде всего, нам нужны люди, которые проводят жизнь со страстью и кто способен брать на себя ответственность в течение этой жизни.
Эта статья касается исследований и идей, которые разрабатываются более полно в книге автора о свободе обучения: «Почему раскрытие инстинкта к играм сделает наших детей счастливее, самостоятельнее и приспособленнее к жизни».
Питер Грей из Salon.com
Журнал Ридерз Дайджест, январь 2014