Сколько игрушек ребенку для счастья надо? «Как можно больше!» - воскликнут чадолюбивые родители, убежденные в том, что игрушками малыша не разбалуешь, они нужны как для забавы, так и для развития. Действительно, развивающая функция мишек и зайчиков, мячей и куколок, кубиков и конструкторов вне сомнений.
Зачем нужны игрушки?
Дети с помощью всех этих предметов познают мир. Сначала младенцы ощупывают поверхности, развивают тактильные ощущения. Позже к ощущениям прибавляются понятия: мягкий, пушистый, твердый, жесткий, шершавый, шероховатый, шелковистый. Подобные представления возникают не без участия погремушек, зверушек, пирамидок. Все это должно звенеть, погромыхивать, шелестеть и быть ярким. Более старшие детки начинают конструировать, придумывать игрушкам роли, разыгрывать сценки. В игре формируются очень важные, нужные навыки.
Однако одни и те же вещи маленькому человечку надоедают. Любящие папы и мамы, а уж тем более бабушки и дедушки мчатся за новыми игрушками для крохи, которые может предложить современный рынок детских товаров. Малышу, между тем, не менее интересно играть с обыкновенными, бытовыми вещами, которые он видит в руках членов семьи. «Нельзя! Это не игрушка!» - предостерегаем мы, и напрасно.
Можно ли играть не игрушкой?
Даже нужно, утверждают специалисты. Особенно совсем маленьким деткам. В ванной можно дать им пластмассовую мыльницу, пустую бутылочку из-под геля или шампуня, в которую насыпаны горошинки. Импровизированный кораблик и погремушка вызовут большой интерес. Пока мама готовит, а дочурка или сынишка наблюдают за ней, сидя в своем стульчике, игрушкой сможет послужить любой безопасный обиходный предмет. Малыши неслучайно любят стучать, так они осваивают мир звуков. Не страшно, если дитя начнет бить деревянной ложкой, которую вы ему дали, по крышке от кастрюли или пластиковой бутылочке. Это хорошая и полезная игра.
«Взрослому» ребенку (трех с половиной лет и старше) позвольте поиграть пуговицами, научите сортировать, группировать их, выкладывать узоры, начинайте с помощью бусинок и пуговок изучать счет. Фасоль, горох, крупы - все это материал для занятий и творчества. Только, естественно, процесс следует держать под контролем, не стоит оставлять малышку или малыша наедине с мелочами, которые можно потянуть в рот и проглотить или засунуть в ноздрю, в ухо.
Так, может, игрушки вовсе не нужны?
Это тоже крайность. Их надо покупать, причем лучше развивающие и разнообразные. Десять машинок - это лишнее, а машинка и подъемный кран, паровоз, движущийся по рельсам, плюс катер - другое дело. Подобная техника действует по-разному, и ребенок постигает множество операций, получает возможность совершенствовать навыки (катить вагоны по колее, поднимать ковш экскаватора, пускать кораблик). То же касается девчачьих игрушек. Миллион пупсиков и тысяча куколок ни к чему, у девочки должен быть и конструктор, и даже, если ей хочется, самосвал. Принадлежности для песочницы необходимы и маленьким принцессам, и будущим мужчинам. Также, не забываем про творческое развитие и игрушки музыкальные: детское пианино, игрушечную гитару, барабан или гармошку. В любом случае, заглядывая в сказочный мир исполнения детских желаний - магазин игрушек "Колобок", делайте это осмысленно.
Главное - учитывать вкусы и интересы пусть совсем маленького, но человека. Он - личность, у него формируются индивидуальные потребности. Вот почему важно покупать не много, а правильно.
Да, действительно, для взрослых понятие "игрушки" это что-то яркое, иногда смешное, мягкое продающееся в детском магазине. А для ребенка, который вошел в этот мир, игрушками являются все предметы окружающие его - и вода, и домашние животные, и папин нос. То, что для нас обыденное - для ребенка новое и неизведанное. А что касается количества игрушек, то верно сказано, большого количества одновременно быть не должно, ребенок должен удерживать внимание и полностью изучать предмет попавший в руки.