Сказкотерапия - буквально лечение души сказкой. Это самое приятное и самое детское лекарство, которое подходит всем, и детям, и взрослым, и почти не имеет противопоказаний. Нужно только учитывать психологические особенности возраста ребенка: до 3-4х лет малыш может не осознавать отличие сказочной действительности от реальной.
Сказкотерапия ещё и самый древний способ психологической помощи: сначала пестушки, прибаутки, колыбельные, а потом и любимые сказки помогали успокоить ребенка, в случае провинности -объяснить иносказательно ребенку смысл его проступка, показать нравственные ориентиры. Если ребенок вновь и вновь возвращается к одной и той же сказке, то это означает, что в ней затрагиваются важные для него моменты, возможно ребенок ассоциирует себя с каким-нибудь героем этой сказки.
2. Когда помогает сказкотерапия
Внимательные родители сами могут помочь своему ребенку, освоив сказкотерапию. Можно проконсультироваться со специалистами, которые научат правильно сочинять сказки и работать по этой методике. В непростых случаях желательно обращаться к психологам, ведь формы и методы работы со сказкой очень разнообразны.
Психологи выделяют несколько видов лечебных сказок:
-дидактические (развивающие и обучающие)
-диагностические (помогающие понять отношение ребенка к тревожной ситуации или какую жизненную позицию занимает ребенок в данный момент)
-профилактические (опосредованно помогают накоплению жизненных знаний и развитие личностных качеств)
-художественные (хранят в себе многовековой опыт и традиции народа, мудрость, моральные законы)
-лечебно-психологические (помогают со стороны посмотреть на проблему, вдохновиться победами положительного героя, увериться, что всё будет хорошо)
-медитативные (снимают напряжение, настраивают на позитивный лад, создают положительный эмоциональный фон)
Сказкотерапия работает со многими детскими проблемами:
_различные страхи (темноты, незнакомых людей, медицинских манипуляций и пр.)
_проблемы в семье(развод родителей, появление младшего ребенка..)
_потери близких
_агрессия, тревожность
_физические проявления психологических проблем(тики, энурезы и пр.)
Для решения этих проблем можно рассказывать ребенку народные или авторские художественные сказки: сказку «О трусливом зайце» будет полезно послушать пугливому ребенку. Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подходит для часто болеющих детей, не имеющих сил бороться, для взрослых, потерявших цель в жизни. Для коррекции низкой самооценки, а так же приемным семьям поможет сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок".
Можно использовать и готовые сказки, сочиненные психологами, например сказки Екатерины Блюхтеровой: "Про чудовище в шкафу"для всех трусишек ," Детская комната", сказка для тех, кому пора перебираться в свою комнату и т.д.
3. Как помочь ребенку самому
Если у родителей есть желание самому стать сказочником для своего ребенка, то вот несколько советов, как сочинить сказку:
1.Исходите из проблемы своего ребенка, а так же из его интересов. К примеру мальчику, увлеченному астрономией, испытывающему проблемы в общении, сочинили сказку про маленькую звездочку, которая летела к другим звездам сквозь преграды, чтобы обрести друзей.
2.Придумайте героя, похожего на Вашего ребенка, близкого ему по возрасту. Это может быть и игрушка, и герой сказки или мультфильма, и животное или птица. Дети до 5 лет в большей степени ассоциируют себя с животными.
3.Опишите конфликт и переживания героя, схожие с проблемой ребенка. Прямого сходства быть не должно.
4.Расскажите, как герой оказывается на "перепутье",как справляется с трудностями, покажите ситуацию с разных сторон, опишите существ, встречающихся герою на пути, мешающих или помогающих ему.
5. Решение проблемы, добро побеждает, зло наказано.
6.Герой извлекает уроки из произошедшего, его жизнь меняется в лучшую сторону. Поговорите с ребенком об окончании сказки, выслушайте его оценку.
4. Работаем со сказкой
Психотерапевтические сказки не обязательно обсуждать с ребенком, можно дать ему возможность наедине обдумать сказку и сделать выводы. Можно так же дать самому придумать конец сказки. Родители получат возможность понять, о чем думает ребенок. Остановите чтение сказки на том этапе, где герою выпадет несколько возможных путей решения проблемы и предложите ребенку придумать, как всё закончится. Обязательно спросите, каковы причины именно такого решения. Потом дочитайте и обсудите конец сказки, который придумал автор.
Существует много других видов работы со сказкой: сказку можно нарисовать, к сказке можно подобрать музыку, изготовить куклы, сказку можно инсценировать.
Если ребенок захочет, то героев сказок можно слепить из пластилина и действовать ими в процессе рассказа. Лепка очень полезна при любых психосоматических заболеваниях, она снимает напряжение, даёт ощущение контроля, и очень близка пластичной сказочной реальности, где персонажи и события могут видоизменяться, превращаться в кого-нибудь другого.
Известно, что визуализация различных страхов помогает избавлению от них. Помимо лепки, психологи советуют применять рисование или аппликацию. После того, как ребенок изобразит пугающий его персонаж, с ним можно поступить двумя способами:
1.Смять или разорвать страшного героя. Его больше не существует, бояться некого.
2. Превратить его во что-то смешное. Дорисовать ему забавные уши или нос, посмеяться над ним, а значит, перестать бояться.
Не забывайте отслеживать реакцию ребенка на повороты сюжета. Расположитесь так, что бы видеть глаза, жесты, мимику. Эмоциональный отклик поможет родителям увидеть и понять наиболее волнующие ребенка моменты в содержании сказки.
Сказкотерапия - очень доступный вид психологической помощи. Необязательно быть психологом и обладать различными методиками, достаточно быть любящим родителем и рассказывать своему ребенку сказки, это уже само терапевтично. А приятным побочным эффектом сказкотерапии будет развитие у ребенка воображения, творчества, свободы мышления.
Сказки действительно играют важную роль в развитии ребенка, поэтому перед выбором и покупкой книжки со сказками лучше хорошенько ее просмотреть. Раньше было мало издательств, все они были проверенными и беспокоиться не надо было. Теперь же все по-другому. Издевательств море и многие безответственно подходят к выбору печатаемого материала, все решают деньги.
Сказкотерапия нужна и взрослым. Даже перечитывать сказки полезно в разном возрасте. Поэтому чтение сказок именно родителями своему ребенку очень рекомендуется психологами и педагогами. Это как совместная деятельность, переживания и фантазии. И ко всему прочему сказки устанавливают ту незримую ниточку между поколениями, которую мы сейчас теряем, отдавая детей телевизору.
Так как я учусь на социального работника.как не кто другой я знаю что сказкатерапия это лучшее лечение для детей определенного возраста ,только конечно с учетом психологических особенностей детей,сказкатерапия помогает деткам побороть свои страхи,посмотреть на ту или иную ситуцию под другим углом можно так сказать,тревожности,проблем в семье и т.д. Для этого выбераеться определенная сказка в которой ситуации героев и сами герои похожи на то что происходит в жизни ребенка и сказка помогает понять как избежать даной проблемы которая возникла,как найти компромисы .
Когда мой ребенок был младше , я очень часто сама придумывала ему сказки, хотя даже и не слышала о сказкотерапии. Сказки я подстраивала под жизненные ситуации, которые происходили с моим сынишкой. Если он делал плохой поступок, на примере героев я пыталась объяснить,что это плохо и как нужно было поступить.Оказывается, что я делала психологически правильно.
Безусловно, сказки - это очень положительный и действенный инструмент в воспитании детей. Они учат ребёнка различать добро и зло, дают массу положительных эмоций. Я, например, тоже не придумываю сама сказки, у меня очень много книг и я постоянно читаю детям. У нас существует хорошая традиция: вечером перед сном мы обязательно читаем сказку. Это помогает детям успокоится и настроиться на здоровый и крепкий сон. Хотя, безусловно, если у ребёнка существуют какие-то психологические проблемы, то грамотно придуманная сказка, способна исправить ситуацию.
Ребёнок обучается на восприятии зрительной и слуховой информации. Какую мы предоставим информацию зависит только от нас. Сказки это кладезь положительной информации, на которой воспитывалась не одно поколение детей. Читая ребёнку сказки, вы формируете внутренний мир ребёнка,заставляя его сопереживать положительным героям, негативно относиться к любым проявлениям зла и предательства. Ребёнка можно сравнить с сложным музыкальным инструментом, как его настроишь так он и будет звучать.
Сказкотерапия ето сильное средство для лечения не сформированой еще психики ребенка.Думаю старые сказки,которые мне читали родители будут очень актуальные,тем более литература еще осталась ,с моих времен.Я лично ничего не выдумываю,а читаю перед сном сыну сказки ,те што мне когда-то читали в детстве.А вот жена сама придумывает,в зависимости от ситуации!