В последнее время многие родители озабочены вопросами раннего развития детей. Начинать это самое развитие некоторые специалисты рекомендуют едва ли не с пелёнок. Так что в первые месяцы жизни крохи одни мамы покупают чепчики для новорожденных и боди, а другие – всевозможные развивающие пособия. Наверное, всё хорошо в меру и развитие ребёнка должно проходить главным образом в игре. Для того чтобы совместить приятное с полезным, обращайте внимание, какие игрушки вы покупаете ребёнку. Ведь самая обычная пирамидка для крохи – отличное развивающее пособие.
Какие игрушки выбрать?
К сожалению, сейчас понятие «развития» ребёнка сводят в большинстве случаев к получению новой информации (буквы, цифры, геометрические фигуры и т.п.). Многие развивающие игры основаны именно на обучении. А для маленького ребёнка обучение и развитие – это разные вещи. Развитие в возрасте до трёх лет предполагает, в первую очередь, побуждение малыша к самостоятельным действиям, формированию новых отношений с миром и окружающими людьми, развитие творческих навыков. Механическое воспроизведение готовой информации не имеет к развитию никакого отношения.
Психологи утверждают, что развитие личности происходит только в её деятельности. Для ребёнка дошкольного возраста основная форма деятельности – это игра. Именно она и является развивающим фактором. В игре дети учатся не только взаимодействовать друг с другом (фактически, это означает формирование первых социальных навыков), но и примеряют на себя различные роли, разрабатывают сюжеты. Для самых маленьких игра – это, прежде всего, знакомство с окружающим миром: свойствами и формами предметов. Основная задача правильных развивающих игрушек – стимулировать самостоятельную игру ребёнка, его познавательный интерес. Хорошо, если у малыша с самого раннего возраста будут игрушки из разных материалов: не только пластика, но и дерева, ткани и т.д. Это поможет развить тактильные ощущения. Игры с водой, песком, пальчиковыми красками помогают крохе с раннего возраста познавать мир буквально «на ощупь», путём собственных увлекательных экспериментов.
Не забывайте, что во время своих первых исследовательских и творческих экспериментов кроха может основательно измазаться. Не стоит его ругать. Лучше заранее приобрести несколько дополнительных комплектов одежды (например, «Лаки Чайлд»). Стоит помнить, что ребёнок до пяти лет познаёт мир преимущественно опытным путём, так что не стоит лишать его этого удовольствия.
Отличная статья! Я полностью поддерживаю мнение, что игрушку для детей раннего возраста должны комбинировать в себе как развлекательную так и в, первую очередь, развивающую функцию. Но важно и не перенасыщать жизнь ребенка этими игрушками, а давать возможность и самому ему развиваться. И необходимо поддерживать своего кроху во всех попытках, помогать, объяснять. Еще существует множество мультфильмов и программ для развития, что существенно облегчает родителям жизнь. Но лучше не лениться, ведь все мы знаем что самое эффективное обучение - методом проб и ошибок. Поэтому помощь родителей и обучающие игрушки - лучшее средство для развития своего ребеночка.
Я согласен, что игрушки, а, тем более, первые игрушки, призваны не развлекать ребенка, а стимулировать его к естественной развивающей и познавательной деятельности. Вредными мне кажутся игрушки, насыщенные электроникой, создающие свой виртуальный мир, в который ребенок и погружается. Этот виртуальный мир он принимает за реальный. Обычная жизнь и и деятельность кажутся ребенку не достаточно яркими и динамичными. Так, мы просто утратили нормальную человеческую связь с мальчиком, которому додумались подарить планшет.