Развиваем ребенка, не отходя от плиты и занимаясь хозяйством.
То, что дети порой любят играть с предметами, не являющимися вроде бы игрушками, подтвердит большая часть родителей. Будь то пульт от телевизора или предметы домашнего обихода. Любознательности малышей нет границ.
Это легко понять, ведь игрушки, бывает, надоедают, становятся не так интересны. К тому же, ребенку хочется быть около мамы, а рядом с ней на кухне можно найти массу увлекательного, пока она занята хозяйством. Не стоит раздражаться, если кроха в очередной раз просыпал гречку, испачкался в муке или достал любимую кастрюльку. Оказывается, даже совсем недетские предметы можно использовать для развития ребенка. В силах родителей организовывать увлекательные игры с обыденными вещами, которые будут способствовать развитию крохи.
Например, развить мелкую моторику можно с помощью различных круп, бобов или кофейных зерен. Малышу может быть интересно пересыпать их из одной емкости в другую. Или можно спрятать вглубь зерен какой-либо предмет - игрушки из киндер-сюрприза чудесно подойдут для этих целей. Далее, стоит предложить ребенку найти спрятанный предмет в емкости с крупой. Во время поиска пальчики малыша получат стимул к развитию мелкой моторики. Помимо физиологической пользы, ребенок получит удовольствие, находя спрятанные сокровища.
Особенно увлеченно многие малыши играют на кухне с кастрюльками и мисками. Не стоит лишать ребенка забавы, это увлечение также можно направить в нужное русло. Используя миски или кастрюли различного диаметра, предложите малышу сложить их одна в другую или в виде пирамиды, подобрать крышку подходящего размера. Эти нехитрые занятия помогут разобраться ребенку с размерами и определиться с понятиями «больше – меньше».
Не менее интересными для детей будут макаронные изделия в сыром виде. Они бываю совершенно разнообразных и причудливых форм, что непременно заинтересует ребенка. Что особенно важно, макароны или крупы – это натуральные экологичные продукты, в отличие, например, от пластика, который может быть не столь безопасным, их можно брать ребенку в рот. Вот только обязательно нужно следить, чтобы малыш не засовывал их в носик или ушки.
Через длинные макароны можно пускать мыльные пузыри или делать вулкан в чашке с цветной водой. Рожки (ракушки…) можно раскрасить акварельными красками, а затем просушить. Из красочных рожек может получиться украшение при нанизывании их на нить. При этом развиваются, помимо той же мелкой моторики, координация, усидчивость и терпение. А во время раскрашивания ребенок освоит или закрепит знание цветов.
Многие хозяйки не выбрасывают красивые коробочки из под продуктов, используя их для размещения кулинарных специй. Их также можно применять с пользой для ребенка, заполнив различным содержимым. К примеру, в одну коробочку положить мелкие монетки, в другую пуговички, в третью манную крупу и т.д. Ему пора узнать, что звук может быть разным по силе или тональности звучания, может быть глухим или звонким. При этом ребенок имеет возможность не только видеть, слышать, но и чувствовать разницу.
Еще те же крупы, зерна или макаронные изделия хороши для создания различных поделок. Здесь очень кстати придется помощь родителей, чтобы приклеить их на какую-либо поверхность – коробочку, чтобы сделать красивую шкатулочку, либо рамочку.
Помочь детям различать цвета можно с помощью пищевых емкостей, коробочек или баночек, раскрасив или наклеив кружки одного цвета на дно и крышку. Крышки снимают и откладывают в сторонку от баночек, предлагая малышу подобрать для каждой баночки крышку подходящего цвета.
Не менее увлеченно дети рисуют пальчиками. Для этого не обязательно использовать краски, достаточно на поднос или стол насыпать манную крупу или муку и показать малышу, как можно пальчиками рисовать, заглаживать поверхность и снова рисовать. Такие занятия также способствуют развитию творческих способностей ребенка, как и лепка из теста.
Детям очень нравятся забавы с тестом, которое можно лепить не хуже пластилина, получить чудесные фигурки-игрушки и затем с мамой запечь в духовом шкафу.
Чтобы ребенок рос всесторонне развитым, его интерес нужно удовлетворять, а любознательность направлять в нужное русло. И для этого вполне можно использовать подручные средства и материалы.
Играть, конечно, надо давать ребёнку с различными предметами. И не только с игрушками. Да и любая мама сама знает, что ребёнок быстро тянется к предметам, которые мама или кто-либо другой из домашних часто трогает. У нас ребёнок любит играть с пультом от телевизора. Но учитывая то, что там можно чего-то натворить, после чего придётся долго тыкаться с телевизором, чтобы всё назад вернуть, мы специально купили отдельный пульт на эти цели и теперь ребёнок полностью довольный бегает и тыкает маленькие кнопочки. Вот она получается и развивающаяся мелкая моторика, и ребёнок играет с вещами, которые используют и взрослые .
Мой сын тоже очень любит играть ложками и кастрюлями, любит переливать воду из стакана в стакан... Очень удобно так занимать сына, когда я готовлю! Когда пеку пироги, сынишке тоже даю качалку и кусочек теста - он с огромным удовольствием раскатывает его. Ножи я не даю, всё-таки ребёнок - всё что угодно может случится!
Чаще всего у молодой мамы очень мало свободного времени для игр и занятий с маленьким ребёнком. Именно поэтому стоит использовать всевозможные способы совместного времяпровождения. Но я бы ограничилась более крупными предметами, чем крупа и зерно. Ведь достаточно мига пока мама отвернулась перемешать суп, варящийся на плите - и горошина может оказаться в ухе или носу малыша. А вот кастрюли, крышки, макаронные изделия крупных размеров очень даже подойдут для игры. Сама часто практиковала подобную методику. Так что можно смело экспериментировать на кухне вместе с малышом. Это очень интересно и увлекательно.
Родители часто боятся подпустить ребенка к кухонным предметам, а зря. Многие дети охотно играют с посудой, с продуктами. Им нравится подражать маминым действиям на кухне. Я никогда не запрещала дочке играть с тарелками, ложками и даже ножиком. Главное следить за безопасным их использованием. Зато в результате ребенок не останется неумехой, будет иметь привычку к домашней работе.