Подготовить ребенка к школе не так просто, как кажется на первый взгляд. Многие родители думают, что если дети научились в детсаду читать и считать, то к школе они, считай, уже готовы. И речь сейчас не о том, нужно или не нужно с детьми заниматься, сколько заниматься и чем конкретно, а об их социально-психологической готовности.
Разумеется, для родителей подготовка ребенка к школе означает еще и то, что необходимо и канцелярскими принадлежностями запастись, и приготовить школьную форму, школьные сумки, выбор которых здесь rightbag.ru очень большой, да еще и вкусы, и желания ребенка при этом учитывать тоже.
Социально-психологическая подготовка к школе
Консультирует Анна Сергеевна Рудова - дефектолог, психолог.
В разделе социально-психологической готовности рассматривают три аспекта:
- личностная готовность,
- социальная готовность
- психологическая готовность.
Личностная готовность
Предполагает формирование у малыша новой социальной позиции - статус школьника, который имеет права и обязанности. Она выражается в личном отношении малыша самому себе, к школе, учителям, к учебному процессу, к новому статусу. Сюда же относят и уровень развития мотивации. К школьному процессу готовым считается дошкольник, если школа интересует его не атрибутами (портфель, тетради, учебники), а новыми знаниями.
Необходимо задать малышу вопросы: Что в школе делают дети? Хочешь ли ты в школу? Почему? Зачем ходят в школу? Ответы будут показательными. В случае если малыш говорит, что в школу ходят все детки, кому 7 лет; он хочет в школу, потому что папа купит ему портфель; а в школе учат только писать и считать – и всё. Это значит понятия, что такое школа, у малыша нет. Дошкольник может в школу прийти с малым багажом знаний, но при хорошей мотивации, стремлении к познанию малыш втянется в учебный процесс очень быстро.
В случае если ваш ребенок захочет взять куклу Барби в школу, чтобы подружке показать, либо торт, чтобы поесть в школе, то имеет смысл побеседовать еще раз о том, что такое школа. Дошкольнику надо управлять своим поведением, познавательной работой, это возможно только при сформированной иерархии мотивов: прежде знания – затем игра и отдых. Следовательно, малыш должен иметь развитую учебную мотивацию.
Развитие эмоциональной готовности будущего ученика также предполагает личностную готовность.
Эмоционально-волевая готовность сформирована, если дошкольник умеет правильно ставить цель, достойно принимает неудачи, отчетливо понимает, что всегда лучшим и в центре внимания он не будет. К началу учебного процесса у дошкольника должна быть хорошая эмоциональная устойчивость, при которой возможна его учебная деятельность.
Эмоциональная нестабильность первоклассников связана с неограниченной самооценкой, а это значит, что малыш 6-7 лет видит оценку отдельного действия как оценку своей личности в целом. При этом замечания ему самому или похвала другого ученика воспринимается им как личная трагедия. Следует заметить, что учителя младших классов мирятся с неуспевающими учениками и помогают им достичь общего уровня, однако нестабильная эмоциональность некоторых ребят в классе приводит к общему невротическому состоянию. Это срывает учебный процесс в целом. В связи с этим, если ваш малыш вспыльчив, не сдержан, излишне агрессивен, если у него резкие перепады настроения и он плачет часто по пустякам, вам заранее нужно обратиться к детскому психологу, при необходимости, возможно, невропатологу.
В целях эмоциональной устойчивости ребенка - не поддаваться постоянно ребёнку при игре. Научите его радоваться вашей победе, и не капризничать из-за того, что в этот раз победил не он. Иногда (порой, не часто) концентрируйте внимание малыша на том, что кто-то что-то умеет делать лучше него. К примеру, «Саша на велосипеде лучше катается. Молодец Саша! Но ты быстрее гораздо мчишься на роликах!». При этом дошкольник научится замечать чужие победы и радоваться им, тогда свои поражения не будут для него трагедией.
Обсудите правила поведения и закрепите их минутными ситуационными моментами с игрушками. Уясните с ребенком, как себя вести в раздевалке, общественном туалете, столовой. Поскольку в течение дня совместно с другими ребятами ему самостоятельно придется переодеться на физкультуру, посетить туалет. Ученик должен постоять за себя в ситуации экстренной – отпроситься в туалет на уроке, пожаловаться на плохое самочувствие учителю, постоять за своё имущество перед одноклассниками. Давая ученику на карманные расходы деньги, проконтролируйте, умеет ли он ими распоряжаться, чтобы не жевал на уроке купленную им жвачку или одноклассникам не раздавал свои деньги.
К эмоционально-волевому развитию относят и способности: просить у соседакарандаш; знакомиться; свободно общаться.
Странные мы взрослые. Ребенок только родился, а мы уже готовим его к школе. Я например думаю, что самая главное - дать себя почувствовать счастливым и любимым. А вот все навыки придут в процессе учебы. Заранее загружая ребенка знаниями и правилами , мы можем вызвать реакцию наоборот. Помню я все пыталась подготовить сына в отличники, а получила у него розовый лишай. Пришлось отказаться от контроля за уроками. Надо вырастить детей здоровыми. И это самое главное.
Сейчас к маленьким первоклассникам столько выставляют требований, что они просто не в состоянии всё осилить. Ребёнку в 6-7 лет нужно пройти много тестов, на которых они просто-напросто теряются, знать английский и логику. В моё время было всё намного проще, при приёме в школу были элементарные вопросы, посчитать до 10 и спрашивали умею ли читать, без проверки, и не родители, репетиторы или детский сад учили детей, а школа.
Безусловно от подготовки самого ребёнка психологически зависит очень многое. И если бывают детки, которые легко встраиваются в новую компанию, им будет гораздо проще ладить с одноклассниками, если он при этом и понимает, что школа нужна для того, чтобы получить знания, а после можно было поступить уже по специальности, то это вообще замечательно. А если такого понимания нет, надо родителям ребёнка поговорить об этом с ребёнком, тут ничего сложного нет, но для ребёнка это будет важно.